Великая Отечественная                 война

                           Красная армия  

Найти:

на       

Главная
Карты
Краткое описание битв
Герои
Энциклопедия вооружении
Дискуссии
Книги и сайты
Хроника
Напишите нам


Энциклопедия вооружения: Пушки

100-мм зенитная пушка 73-К 

100mm.jpg (26331 bytes)

Проектирование, заводские и полигонные испытания на АНИОПе

100-мм зенитная пушка 73-К была спроектирована в 1938 году на заводе № 8.

Повозка ЗУ-9 для пушки 73-К была спроектирована на заводе № 13. Технический проект ЗУ09 был рассмотрен на заводе № 8 в августе 1938 года. Наряд на производство повозок был выдан заводу № 13 25 марта 1939 года. Первый образец повозки был изготовлен 10 декабря, а второй 26 декабря 1939 года. Затем оба образца отправили на завод № 8.

Опытный образец пушки 73-К с января 1940 года проходил заводские испытания на заводе № 8, а 7 апреля 1940 года прибыл на АНИОП. 2328 апреля 1940 года проводились стрельбы снарядами чертежа 2-1675 с взрывателем Т-5.

Всего за заводские и полигонные испытания (на АНИОПе) был сделан 151 выстрел и пройдено 1400 км. По результатам полигонных испытаний была проведена отладка полуавтоматики и переделка клина затвора.

Испытания на НИЗАПе

25 мая 1940 года пушка 73-К была отправлена с завода № 8 на НИЗАП. Вместе с орудием дополнительно прибыли две свободные трубы: № 5-18272 (с мелкой нарезкой) и № 2-18273 (с углубленной нарезкой). Система не имела принимающих приборов, моторов ССП и АУТ.

Испытания на НИЗАПе были проведены с 7 июня по 29 июля 1940 года. За это время сделано 885 выстрелов из трубы с мелкой нарезкой и 60 из трубы с глубокой нарезкой, система прошла 1000 км.

По заводскому расчету начальная скорость 73-К была 850 м/с или 875 м/с, а в результате испытаний была определена 820 м/с. Тем не менее при этой начальной скорости заряд патронировался с трудом мала гильза.

Для испытаний 73-К (трубы с нормальными нарезами) было представлено 3 чертежа снарядов:

чертежа 2-965, специально спроектированный для данной системы;
чертежа 1767 принят на вооружение в ВМФ для Б-34;
чертежа 2-349, сконструированный и изготовленный в 1938 году.

В ночь с 29 на 30 июня 1940 года разорвался дульный тормоз, а через 6 выстрелов разорвался второй дульный тормоз.

Досылатель и затвор действовали без отказов.

Система буксировалась автомобилем ЗИС-5, ЯГ-4 и тракторами СТЗ, НАТИ. Лучшие результаты достигнуты при буксировке ЗИС-5: максимальная скорость 3035 км/час, средняя 25 км/час. Пределом считается 50 км/час.

Фактический темп стрельбы 1517 выстр/мин. без применения АУТ.

Баллистические данные испытаний приведены в таблице тактико-технических данных.

По результатам испытаний пушка 73-К была рекомендована к принятию на вооружение Красной армии после устранения дефектов, указанных в отчете.

17 октября 1940 года вышел приказ Наркома вооружений о доработке 73-К. В нем требовалось:

а) Переработать чертеж гильз.
б) Переработать чертеж каморы пушки с сохранением баллистического решения: начальная скорость 830850 м/с и давление в канале 2890 кг/см2, уменьшив конусность на 68 м по диаметру в основании и увеличив по длине на 4050 мм с уменьшением бутылочности каморы, в соответствующими изменениями в затворе.

Чертежи новой гильзы и свободной трубы изготовить к 10 октября 1940 года.

Систему 73-К со стволами с новой и старой каморой изготовить к 15 ноября 1940 года для заводских испытаний.

Устройство пушки

Тело орудия состоит из свободной трубы, кожуха, казенника и дульного тормоза. Первые две трубы были с мелкой, а третья с глубокой нарезкой. Смета трубы производилось без свинчивания казенника.

Затвор вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического типа.

Досылатель механического типа.

Тормоз отката гидравлический веретенного типа с модератором наката и с компенсатором. Для отката постоянная. Накатник гидропневматический с регулировкой в зависимости от угла возвышения (по типу 76-мм зенитной пушки обр. 1931 г.). В противооткатных устройствах залита глицериновая смесь.

Проектом были предусмотрены ССП и АУТ, но на испытания они не поступали. Пушка испытывалась только с ручными приводами, имевшими по две скорости наведения. По заводским данным скорость вертикального наведения 3 и 5 град/с, а горизонтального 6 и 12 град/с при 2-х оборотах штурвала в минуту.

Подъемный механизм имел один зубчатый сектор.

Уравновешивающий механизм пружинного типа.

Лафет имеет литое основание и сварную верхнюю часть. Станок своим кольцевым выступом ложится на шары повозки и к последней крепится захватом.

В погоне имеется 66 шаров.

 

 

 

Hosted by uCoz