Великая
Отечественная
война Красная армия |
Главная |
Энциклопедия вооружения: Пушки 100-мм зенитная пушка 73-К Проектирование, заводские и полигонные испытания на АНИОПе 100-мм зенитная пушка 73-К была спроектирована в 1938 году на заводе № 8. Повозка ЗУ-9 для пушки 73-К была спроектирована на заводе № 13. Технический проект ЗУ09 был рассмотрен на заводе № 8 в августе 1938 года. Наряд на производство повозок был выдан заводу № 13 25 марта 1939 года. Первый образец повозки был изготовлен 10 декабря, а второй 26 декабря 1939 года. Затем оба образца отправили на завод № 8. Опытный образец пушки 73-К с января 1940 года проходил заводские испытания на заводе № 8, а 7 апреля 1940 года прибыл на АНИОП. 2328 апреля 1940 года проводились стрельбы снарядами чертежа 2-1675 с взрывателем Т-5. Всего за заводские и полигонные испытания (на АНИОПе) был сделан 151 выстрел и пройдено 1400 км. По результатам полигонных испытаний была проведена отладка полуавтоматики и переделка клина затвора. Испытания на НИЗАПе 25 мая 1940 года пушка 73-К была отправлена с завода № 8 на НИЗАП. Вместе с орудием дополнительно прибыли две свободные трубы: № 5-18272 (с мелкой нарезкой) и № 2-18273 (с углубленной нарезкой). Система не имела принимающих приборов, моторов ССП и АУТ. Испытания на НИЗАПе были проведены с 7 июня по 29 июля 1940 года. За это время сделано 885 выстрелов из трубы с мелкой нарезкой и 60 из трубы с глубокой нарезкой, система прошла 1000 км. По заводскому расчету начальная скорость 73-К была 850 м/с или 875 м/с, а в результате испытаний была определена 820 м/с. Тем не менее при этой начальной скорости заряд патронировался с трудом мала гильза. Для испытаний 73-К (трубы с нормальными нарезами) было представлено 3 чертежа снарядов: чертежа 2-965, специально спроектированный для
данной системы; В ночь с 29 на 30 июня 1940 года разорвался дульный тормоз, а через 6 выстрелов разорвался второй дульный тормоз. Досылатель и затвор действовали без отказов. Система буксировалась автомобилем ЗИС-5, ЯГ-4 и тракторами СТЗ, НАТИ. Лучшие результаты достигнуты при буксировке ЗИС-5: максимальная скорость 3035 км/час, средняя 25 км/час. Пределом считается 50 км/час. Фактический темп стрельбы 1517 выстр/мин. без применения АУТ. Баллистические данные испытаний приведены в таблице тактико-технических данных. По результатам испытаний пушка 73-К была рекомендована к принятию на вооружение Красной армии после устранения дефектов, указанных в отчете. 17 октября 1940 года вышел приказ Наркома вооружений о доработке 73-К. В нем требовалось: а) Переработать чертеж гильз. Чертежи новой гильзы и свободной трубы изготовить к 10 октября 1940 года. Систему 73-К со стволами с новой и старой каморой изготовить к 15 ноября 1940 года для заводских испытаний. Устройство пушки Тело орудия состоит из свободной трубы, кожуха, казенника и дульного тормоза. Первые две трубы были с мелкой, а третья с глубокой нарезкой. Смета трубы производилось без свинчивания казенника. Затвор вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического типа. Досылатель механического типа. Тормоз отката гидравлический веретенного типа с модератором наката и с компенсатором. Для отката постоянная. Накатник гидропневматический с регулировкой в зависимости от угла возвышения (по типу 76-мм зенитной пушки обр. 1931 г.). В противооткатных устройствах залита глицериновая смесь. Проектом были предусмотрены ССП и АУТ, но на испытания они не поступали. Пушка испытывалась только с ручными приводами, имевшими по две скорости наведения. По заводским данным скорость вертикального наведения 3 и 5 град/с, а горизонтального 6 и 12 град/с при 2-х оборотах штурвала в минуту. Подъемный механизм имел один зубчатый сектор. Уравновешивающий механизм пружинного типа. Лафет имеет литое основание и сварную верхнюю часть. Станок своим кольцевым выступом ложится на шары повозки и к последней крепится захватом. В погоне имеется 66 шаров. |
|