Великая Отечественная                 война

                           Красная армия  

Найти:

на       

Главная
Карты
Краткое описание битв
Герои
Энциклопедия вооружении
Дискуссии
Книги и сайты
Хроника
Напишите нам

                   Энциклопедия вооружения: Пушки

100-мм зенитная пушка Б-14

Заказ Управления ВМС на разработку проекта, рабочих чертежей и опытного образца 102-мм зенитной пушки длиной в 45 калибров с углом возвышения +75 был выдан заводу «Большевик» 26 декабря 1930 года. Срок изготовления опытного образца по заказу 1 апреля 1932 года, но почти сразу завод «Большевик» «выторговал» 5 месяцев, то есть к 1 сентября 1932 года.

Проект был представлен заводом на утверждение Управления ВМС 6 апреля 1931 года. Утверждение проекта последовало в мае 1931 года, но при этом угол возвышения был увеличен с +75 до +85.

16 июня 1931 года Управлением ВМС было внесено вторичное изменение угла возвышения с +85 на +85 +90, что потребовало новой переработки проекта.

В сентябре 1931 года Управление ВМС телеграммой изменило калибр 102-мм на 100-мм.

В мае 1931 года последовало распоряжение об изготовлении заводом второго образца системы для Главного артиллерийского управления.

Опытный образец для Управления ВМС получил индекс Б-14М, а для ГАУ Б-14С.

Первым был изготовлен опытный образец для ГАУ (Б-14С), который прибыл на НИАП 26 августа 1933 года.

Для испытаний Б-14 на НИАП было доставлено 549 лафето-пробных снарядов чертежа 4472 и 200 стержневых шрапнелей чертежа 4765.

В результате двух выстрелов 7 и 8 сентября 1933 года снарядом чертежа 4765 весом 15,4 кг (заряд 1/2 и 3/4 нормальных) произошло повреждение буферных деталей между казенником и дном люльки вследствие резких откатов. Расчетная длина отката 680 мм, а было 200250 мм, После ремонта давление в накатнике было снижено с 75 атмосфер до 4555 атмосфер и 1415 сентября 1933 года испытания были продолжены.

Работа досылателя и полуавтоматики не было отлажена. Противооткатные устройства работали неудовлетворительно, по-прежнему происходил резкий накат. До 20 сентября 1933 года система разбиралась заводом на НИАПе с целью исправления затвора, полуавтоматики и накатника. Кроме того, на системы поставили прицел от 3К.

Затем заводские испытания были продолжены, и с 20 ноября по 15 декабря 1933 года было сделано 13 выстрелов (всего с начала испытаний 25) лафето-пробным снарядом чертежа 4472 весом 15,6 кг. Заряд нормальный 5,№ кг 23/1 НГВ + 80 гр. воспламенителя. При этом были получены: начальная скорость 875882 м/с и длина отката 570620 мм.

На испытаниях подъемный механизм сдавал при угле возвышения 0 на 1316 и при угле +45 +60 на 57.

Отмечена плохая работа полуавтоматики и противооткатных устройств.

Досылатель переделывали два раза, но удовлетворительной работы его достигнуть не удалось.

После этих испытаний Б-14 была отправлена на завод «Большевик» для исправления полуавтоматики и противооткатных устройств.

Вторично система поступила на НИАП 28 октября 1934 года для продолжения заводских испытаний, а также для испытания второго опытного лейнированного ствола с лейнером № 2390.

89 декабря 1934 года сделано 12 выстрелов снарядом весом 15,615,7 кг. Всего в декабре сделано 15 выстрелов. Вынимался лейнер без затруднений. Система сильно сдавала в вертикальном наведения (на 28) и давала укороченные откаты.

При усиленном заряде происходил резкий накат.

Заряжание при стрельбе производилось только вручную.

После испытаний система опять отправлена на «Большевик».

В очередной раз система поступила на НИАП в июне 1936 года для заводских испытаний и двух новых автофреттированных лейнеров.

Так как завод уже не хотел дорабатывать Б-14С, то пребывание ее на НИАПе затянулось, и стрельбы были начаты лишь в августе 1937 года.

После того, как 17 июня 1937 года Артуправление РККА окончательно передало Б-14С в распоряжение НИАПа, который продолжал использовать ее для испытания снарядов, зарядов, гильз, взрывателей и т.д.

Для удобства заряжания системы вручную короб досылателя и противовес были сняты. Заряд нормальный для начальной скорости 900 м/с и давления в канале 2850 кг/см2 подобрали из того же пороха 23/1 НГВ, но из другой партии. Заряжание велось вручную, а стрельба одиночными выстрелами. Работу досылателя наладить не удалось, а без досылателя автоматика работать не может.

Заряжание на малых углах 1 15 может производиться вручную непосредственно, а при больших углах орудие приводится на «угол заряжания».

По договоренности завода с НКВД 31 августа 1937 года на НИАП был направлен конструктор этой системы Кудряшов, который дал НИАПу все разъяснения. На НИАПе не умеют вставлять лейнер в Б-14, которых к этому стволу имеется 3 штуки.

После испытаний комиссия НИАПа пришла к заключению: «Сейчас к стрельбе Б-15 не пригодна. Требуется ремонт противооткатных устройств, подъемного механизма и т.п.».

14 июня 1938 года Артуправление направило на НИАП письмо, в котором говорилось: «Артуправление в настоящее время производить ремонт не предполагает. Система останется на НИАПе и должна быть приведена в состояние, годное для хранения».

Для ВМФ заводом «Большевик» был изготовлен второй образец Б-14М (М морской), который испытывался на морском полигоне в 19351936 годах. Довести его также не удалось.

На 1935 год заводу «Большевик» было заказано 5 систем Б-14. Валовое производство Б-14 планировалось вести на заводе № 92.

Но в 1935 году «Большевик» не сдал ни одной Б-14 из-за недоработанности системы и новых требований к ней заказчика (щит, ночной прицел и др.).

Кончилось дело тем, что в октябре 1935 года было решено проектировать новую 100-мм пушку.

Главным аргументом против принятия Б-14 на вооружение было:

1. Ненадежность гидропневматического досылателя;
2. Неудовлетворительное расположение досылателя, что исключало возможность ручного заряжания при больших углах возвышения,
3. Отсутствие щита,
4. В конструкции орудия не была учтена возможность применения ССП,

Для Б-14 первоначально предполагались скрепленные стволы, но позже стали изготавливать лейнированные стволы.

Затвор клиновой горизонтальный. Полуавтоматика пневматического типа (подобно Б-24 первых выпусков). Досылатель гидропневматический, работает за счет энергии отката.

Приводы механизмов вертикального и горизонтального наведения ручные. Подъемный механизм имел один зубчатый сектор. Накатник гидропневматический.

Лафет тумбового типа.

Опытный образец Б-14М отличался от первого образца Б-14С прицельными устройствами, учитывающими качку, а также новой конструкцией досылателя. В остальном Б-14М и Б-14С были одинаковы.

Стержневая шрапнель чертежа 4765 (системы Розенберга) имела 72 стержня.

Кроме того, имелся еще один вариант 100-мм стержневой шрапнели Розенберга с 9092 стержнями (меньших размеров).

Использовали гранаты весом 15,6 кг чертежа 4383.

Гильзы взяты от морской пушки, длина гильзы 695 мм, вес 6,785 кг. Вес патрона 28,145 кг.

 

 

 

Hosted by uCoz