Великая Отечественная                 война

                           Красная армия  

Найти:

на       

Главная
Карты
Краткое описание битв
Герои
Энциклопедия вооружении
Дискуссии
Книги и сайты
Хроника
Напишите нам

                  Энциклопедия вооружения: Пушки

Большой триплекс

История создания

В 1931 году АУ выдало задание КБ-2 на проектирование 305-мм гаубицы на обычном лафете, а заводу «Большевик» задание на триплекс: 400-мм мортиры, 305-мм гаубицы и 203-мм пушки разборного типа, перевозимых на повозках на гусеничном ходу. Кроме того, инженер завода «Большевик» Чернявский в инициативном порядке разработал проект триплекса: 400-мм мортира, 305-мм гаубица и 203-мм пушка на обычном лафете.

В 1932 году АУ рассмотрело все проекты, и на пленуме АУ было принято постановление «утвердить проект комбинированной системы 400/305/203-мм завода «Большевик» для дальнейшей разработки и изготовления опытного образца, а два других проекта КБ-2 и инженера Чернявского отклонить».

Однако это постановление не было утверждено руководством ввиду последовавшего принципиального изменения основного задания на проектирование комбинированной системы.

Ввиду того, что мнение некоторых инженеров, в числе которых был, например, Толочков, склонялось на сторону проекта Чернявского, было решено передать все три проекта комиссии экспертов. Эта комиссия предложила «объединить проекты» завода «Большевик» и Чернявского, то есть сделать новый проект из элементов прежних. Кроме того, комиссия предложила разработать гусеничный самоход под качающуюся часть этот триплекса. Таким образом, было принято нереальное условие, которое в конце концов погубило проект.

Решено было разрабатывать тяжелый самоходный триплекс 254/305/400-мм.

Разработку качающейся части поручили заводу «Большевик», а шасси опытному заводу Спецмашстроя.

АУ в целях уменьшения веса и увеличения живучести стволов предложило заменить самоходный триплекс 254/305/400-мм дуплексом 203/305-мм, рассчитанным на применение беспоясковых снарядов.

В декабре 1934 года на конференции АУ были рассмотрены проекты 203-мм пушки и 305-мм гаубицы на самоходе. Заводы «Большевик» и опытный завод им. Кирова разработали два самостоятельных проекта самохода.

Завод «Большевик» использовал первоначальный проект САУ завода им. Кирова, переработал его и дал вариант самохода с несъемной ходовой частью. А завод им. Кирова предложил проект со съемной ходовой частью. Артиллерийская часть (общая для всех проектов) была разработана заводом «Большевик».

Комиссия экспертов отвергла оба проекта: проект «Большевика из-за неудовлетворительной поворотливости, а проект завода им. Кирова из-за «нереальности конструкции ходовых частей». Комиссия предложила разработать САУ с несъемной ходовой частью, чтобы иметь малый вес и хорошую мобильность, и выдала новые тактико-технические требования на разработку САУ 203/305.

По этим ТТТ был разработан совместный проект 203/305-мм САУ заводов «Большевик» и Кировского.

В основу разработки проекта были приняты веса нарезных снарядов, присланные АНИИ и отличавшиеся от указанных ТТТ.

Конструкция стволов принята со свободной трубой. Затвор общий для пушки и гаубицы по типу затвора Б-30.

Качающаяся часть по типу Шнейдера с откатом салазок со стволом по люльке. Откат переменный. Тормоз типа Б-4, накатник гидропневматический типа Б-27. Противооткатные устройства состоят из двух тормозов отката сверху и двух накатников снизу. Люлька корытообразная, составлена из двух продольно склепаных половин. Станок типа Б-4 покоился на опорных поверхностях САУ на трех конических катках.

Подъемный механизм имел ручной и электрический привод, скорость ручного привода 0,5 град/с, а электрического 5 град/с.

Прицел типа РМ с независимой линией прицеливания.

Для подачи снарядов на лоток и подъема сошников предусмотрен кран с лебедкой, имеющий электрический и ручной приводы.

При транспортировке САУ по железной дороге в условиях негабаритности 3-й степени требуется снимать с системы лишь прицел и ряд мелочей.

Вес артиллерийской части САУ получен 3943 тонны, вместо заданного техническими условиями (ТУ) 3035 тонн.

Скорострельность 1 выстрел в 1,3 минуты при электрическом действии прибойника.
Расчет 15 человек.
Самоходная часть спроектирована несъемной, но конструкция гусеничного хода обеспечивала легкую его разборку на случай транспортировки по железной дороге.
Общий вес САУ 102106 т вместо 7580 т по ТУ.
Длина САУ 12,34 м, что на 1,3 м больше, чем по ТУ.

Моторно-трансмиссионное отделение САУ находилось впереди, там же расположена кабина на 2 человеке. В кормовой части САУ имелось два сошника.

В средней части САУ расположен станок. Боевой штырь станка пропущен через всю высоту корпуса и усилен серией вертикальных и горизонтальных стенок и ребер жесткости.

Проектом предусмотрен бензиновый мотор М-34. Рассматривался и вариант установки разрабатываемого дизеля ХПЗ мощностью 800 л. с., если его габариты не превзойдут габариты М-34.

Удельное давление на грунт, кг/см2: для гаубицы 0,845 для пушки 0,888
Поворотливость на любом грунте не ниже, чем у Т-35.
Преодолеваемые препятствия: брод до 2 м; вертикальная стенка до 1,4 м; ров до 5,5 м.
Проходимость по двупутным мостам типа Н8 на дорогах специального назначения с усилением деревянных опор и пролетного строения мостов.
Постановление АУ от 1.10.1936 г.:
1. Вес САУ утвердить меньше не получить.
2. Пересчитать пороховую камору.
3. Принять: для 305-мм гаубицы бетонобойные снаряды весом 355 кг и 650 кг; для 203-мм пушки бетонобойные снаряды весом 120 кг и 180 кг.
Крутизну нарезки у пушки принять 12 клб.
4. Поручить АНИИ разработать проект поясковых бетонобойных снарядов: для 305-мм гаубицы 355 кг и 650 кг; для 203-мм пушки 120 кг и 180 кг.
5. Считать калибр стволов под нарезные снаряды точно 305 и 203 мм, а калибр стволов для обычных снарядов 12-дм и 8-дм, что даст возможность использовать существующие снаряды.
6. Заводу «Большевик» проработать вопрос применения 305-мм подкалиберных (комбинированных) снарядов, способных полностью заменить 203-мм пушку, срок до 1.10.1936 г.
7. Поручить АНИИ для 305-мм гаубицы разработать свободную трубу сечением системы ЦЕА.
8. Для поясковых снарядов глубина нарезов у обоих стволов должна быть около 1 %.
9. 10.1937 г. начальник АУ полковник Кириллов-Губецкой направил письмо на заводы «Большевик» и № 185 (им. Кирова): «Прошу прекратить разработку и изготовление самоходной 203-мм пушки и 305-мм гаубицы».

К этому времени рабочие чертежа СУ-7 были почти закончены. Выпущено около 5500 чертежей. Были изготовлены крупные заготовки. Завод им. Кирова изготовил макет САУ в натуральную величину. Ходовая часть должна быть готова в апреле-мае 1938 года.

Главный конструктор завода «Большевик» Е. Г. Рудяк 19 ноября 1937 года направил письмо маршалу Кулику, где говорилось: «Отношение АУ к проектированию СУ-7 было безобразным. Данные по снарядам были задержаны на год, а по зарядам ряд вопросов не решен и по сей день. Все в совокупности взятое дает основание думать об умышленном задерживании изготовлении опытного образца».

Проектировщики СУ-7 выдвигали свои аргументы у самохода плохая проходимость по местности, и особенно по мостам. Возникает необходимость создания специального тягача, способного вытащить застрявший самоход СУ-7. Требуется создание специальной железнодорожной платформы для его возки и железной дороге. Самоход на железной дороге вписывается в габарит 3-го класса, то есть требует закрытия встречного движения.

Рассматривался вариант разборной САУ, перевозимой на трех самоходах: лафет, орудие и основание. Однако деятели АУ заявили, что необходимости в разборном самоходе отпадает в связи с планами закупки 210-мм пушки и 305-мм гаубицы на заводе «Шкода».

АУ официально прекратило заказ на СУ-7 письмом от 13 ноября 1937 года, в ответ «Большевик» предъявил отчетную калькуляцию на сумму 1 816 443 рубля 90 копеек за изготовление опытного образца.

Последнюю точку в деле о СУ-7 поставил 21 апреля 1938 года Ворошилов в письме к Молотову, где предложил отменить Постановление КО от 13.05.1937 г. по СУ-7.

Технический проект Б-23 был разработан КБ завода «Большевик» под руководством Магдасиева к ноябрю 1932 года.

Стволы 203-мм пушки, 305-мм гаубицы и 400-мм мортиры имели почти одинаковое устройство.

Ствол каждой системы (203-мм, 305-мм и 400-мм) был спроектирован в двух вариантах:

а) Скрепленный ствол состоял из внутренней трубы, оболочки, скрепляющей трубу до дула, кожуха, казенника и кольца.
б) Ствол со свободным лейнером состоял из лейнера, оболочки, кожуха, казенника и кольца.
Затворы у всех систем поршневые.
Нарезы начинались на переднем скате каморы. Крутизна нарезов постоянная.

Самоход СУ-7 имел электрические приводы для прибойника, механизмов вертикального и горизонтального наведения и снарядного крана.

Кроме того, в 1937 году к 203-мм пушке Б-23 был разработан подкалиберный снаряд 203/120 мм (калибр поддона/калибр активного снаряда). Вес подкалиберного снаряда 24 кг, начальная скорость 1400 мм/с, дальность стрельбы 78 км.

 

 

 

Hosted by uCoz