Великая Отечественная                 война

                           Красная армия  

Найти:

на       

Главная
Карты
Краткое описание битв
Герои
Энциклопедия вооружении
Дискуссии
Книги и сайты
Хроника
Напишите нам

Эгциклопедия вооружния: Пушки

Батальонные гаубицы 30-х годов

Батальонная 45-мм гаубица обр. 1929 г.

В системе артиллерийского вооружения на 19331937 годы была включена «76-мм пушка-мортира». Вес ее должен быть 140150 кг, дальность стрельбы 57 км, скорострельность 1520 выстрелов в минуту. Пушка-мортира предназначалась для вооружения стрелковых батальонов.

Выражение «пушка-мортира» не прижилось, и такие системы стали называть батальонными гаубицами. Было спроектировано и испытано две таких гаубицы 35-К завода № 7 и Ф-23 завода № 92.

Усилиями «минометного лобби» работы над обеими системами были прекращены, и наша армия осталась без 76-мм батальонных орудий (если не считать 45-мм противотанковые пушки обр. 1932 г. и 1937 г.) в отличие от германской армии, где было несколько типов 7,5-см пехотных (батальонных) орудий.

76-мм батальонная горная гаубица 35-К (обр. 1937 г.)

История проектирования и испытаний

76-мм горную гаубицу 35-К (она же 76-мм батальонная гаубица) с полным основанием можно назвать орудием неудачным, хотя это было конструктивно интересная и нужная армии система.

Гаубица 35-К была спроектирована и изготовлена на заводе № 8 под руководством Сидоренко В.Н. Она предназначалась для горных и воздушно-десантных частей, а также в качестве батальонного орудия для непосредственной поддержки пехоты.

Проектирование гаубицы 35-К было начато в 1935 году. 9 мая 1936 года первый опытный образец был сдан военпреду.

Гаубица 35-К испытывалась на НИАПе 5 раз.

Первое испытание произошло в маеиюне 1936 года. После 164 выстрелов и 300 км пробега гаубица вышла из строя и была снята с испытаний.

Второе испытание сентябрь 1936 года. При стрельбе лопнула лобовая связь, так как отсутствовали болты, скреплявшие кронштейн щита с лобовой частью. Кто-то, видимо, вынул или «забыл» поставить эти болты.

Третье испытание февраль 1937 года. Опять кто-то не залил жидкость в цилиндр компрессора. В результате при стрельбе из-за сильного удара ствола была деформирована лобовая часть станка.

Четвертое испытание при стрельбе из новой опытной гаубицы 23 мая 1937 года поломка пружины накатника. Причина грубая ошибка инженера в чертеже веретена компрессора.

Пятое испытание декабрь 1937 года испытывались сразу 9 систем 35-К. Из-за недокатов и набросов при стрельбе под углом 0 комиссия решила, что система испытаний не выдержала. Тут налицо явная придирка, так как подобные явления были у всех горных орудий, например, 72 и 76.

Всего к началу 1937 года на заводе № 8 было изготовлено 12 76-мм гаубицы 35-К. Однако к этому времени, имея множество более выгодных заказов, завод потерял всякий интерес к 35-К.

В начале 1937 года все работы по гаубице 35-К были перенесены с завода № 8 на завод № 7 (бывший «Арсенал»), которому был дан заказ на изготовление 100 гаубиц 35-К в 1937 году. Но и «Арсенал» ничего не хотел делась с «чужой» системой.

Возмущенный Сидоренко 7 апреля 1938 года написал письмо в Артиллерийское управление: «Завод № 7 не заинтересован в доделке 35-К это грозит ему валовым произволом... У Вас [в Артуправлении] 35-К ведает отдел, который является убежденным сторонником минометов и, следовательно, противником мортир». Далее Сидоренко прямо писал, что на испытаниях 35-К на НИАПе было элементарное вредительство.

Конечно, 35-К и миномет не могли заменить, а могли лишь дополнить друг друга. Однако в 19341938 годах судьба минометов буквально висела на волоске, и «минометное лобби» в Артуправлении грудью вставало против любых мортир, малых гаубиц, гранатометов и др. Трагическая судьба 40,8-мм автоматического гранатомета Таубина тому пример.

В конце 1938 года зачем то решили еще раз испытать непеределанную (отказ завода № 7) гаубицу 35-К опять набросы и неудовлетворительная кучность стрельбы.

В своем отчете от 16 июля 1939 года руководство АНИОПа заявило, что дальнейшие работы по 35-К нецелесообразны.

Устройство гаубицы

Орудие разбиралось на 9 частей весом от 35 до 38 кг. Таким образом, в разобранном виде оно могло транспортироваться не только на конских, но и на людских вьюках.

Разборный ствол гаубицы состоял из трубы, казенника и накладки. Казенник легко навинчивался на трубу без инструмента. Крутизна нарезов постоянная. Затвор поршневой эксцентрический.

Подъемный механизм имел один сектор. Поворот орудия происходил при перемещении станка по боевой оси.

Тормоз отката гидравлический веретенного типа. Накатник пружинный. Лафет коробчатый, однобрусный. Он разбирался на лобовую и хоботовую части. При стрельбе из окопа хоботовая часть снималась.

Прицел от 76-мм пушки обр. 1909 года, с изменениями, позволившими вести стрельбу при углах до +80.

Щит съемный и откидной.

Боевая ось коленчатая. Благодаря повороту оси можно было менять высоту линии огня: 570 мм и 750 мм.

Колеса металлические дисковые с грузошиной. Передок системы оглобельный.

Передвижение гаубицы могло производиться двумя способами:

а) на колесах в оглобельной запряжке с одной лошадью или при впряжении в лямки 4-х человек расчета;
б) на вьюках 4-х конских или 9-и людских (без боекомплекта).

76-мм батальонная гаубица Ф-23

История проектирования

Гаубица-пушка Ф-23-I представляла собой батальонное орудие со сменными стволами: от 76-мм гаубицы и 45-мм пушки 19-К. 45-мм ствол от 19-К был использован почти без изменений, баллистика и боеприпасы те же.

Система Ф-23-I была изготовлена заводом № 92 в период с сентября по декабрь 1936 года по чертежам КБ завода № 92 согласно распоряжению ГУВП от 21 августа 1935 года.

Опытный образец Ф-23-I поступил с завода № 92 на НИАП 15 января 1937 года. После 197 выстрелов появились трещины в станке и система была возвращена на завод № 92.

Батальонная гаубица Ф-23-II была изготовлена заводом № 92 в период с сентября по ноябрь 1936 года по чертежам КБ завода № 92 согласно распоряжению ГУВП от 21 августа 1935 года.

Заводские испытания гаубицы Ф-23-II были проведены на НИАПе с 10 по 23 ноября 1936 года. Полигонные испытания системы были начаты в январе 1937 года. На 34-м выстреле вышли из строя противооткатные устройства и подъемный механизм.

Обе системы Ф-23-I и Ф-23-II так и не поступили на вооружение. Судя по всему, их съело «минометное лобби».

Устройство 76-мм ствола Ф-23

Ствол моноблок. Дульного тормоза нет. Затвор поршневой от 76-мм полковой пушки обр. 1927 г.

Патрон унитарный (применялось и раздельно-гильзовое заряжание). Гильза под габарит основания полковой пушки.

Устройство лафета Ф-23-I

При переходе в боевое положения, при раздвижении станин система своим поддоном опускается на грунт. При переходе в походное положение система автоматически выбирает клиренс при сведении станин. Угол раздвижения станин 60.

Станины коробчатого сечения, клепанные. Для стрельбы в окопе станины укорачивались.

Тормоз отката гидравлический, накатник гидропневматический. Длина отката переменная.

Подъемно-уравновешивающий механизм соединен в одном цилиндре, винтового типа, находящимся над люлькой.

Поворотный механизм имел зубчатый сектор, прикрепленный к нижнему станку.

Система подрессорена, колеса металлические обрезиненные.

Система разбиралась на конские вьюки.

Устройство лафета 76-мм гаубицы Ф-23-II

Лафет однобрусный. Система разбиралась на вьюки. Подъемный механизм имел два сектора. Поворот ствола осуществлялся передвиганьем станин вдоль боевой оси.

Тормоз отката гидравлический типа Шнейдер. Накатник гидропневматический. При откате противооткатные устройства неподвижны.

Уравновешивающий механизм пружинного типа, расположен справа.

Колеса металлические ,обрезиненные. Подрессоривания нет.

Сошник вращающаяся плата с забивным сошником.

 

 

 

Hosted by uCoz