Великая Отечественная                 война

                           Красная армия  

Найти:

на       

Главная
Карты
Краткое описание битв
Герои
Энциклопедия вооружении
Дискуссии
Книги и сайты
Хроника
Напишите нам

                Энциклопедия вооружения: Пушки

100-мм зенитная пушка Л-6

Испытания опытного образца

Разработка 100-мм «стратосферной» пушки Л-6 была начата в 1934 году КБ Кировского завода под руководством Маханова. Инициатива в ее проектировании принадлежит Маханову (письмо № 1997 от 20 ноября 1934 года). Первоначально предполагалось создать подобие 76,2-мм универсальной пушки Л-3 с начальной скоростью 750 м/с. Пушка должна была иметь механизм автоматического заряжания, состоящий из пружинного прибойника, магазина с четырьмя патронами и механизма подачи снаряда из магазина в камору. Работа механизма происходила за счет действия силы отдачи.

9 апреля 1935 года Артуправление утвердило тактико-технические требования на 100-мм пушку Кировского завода с весом снаряда 15,6 кг, начальной скоростью 820 м/с и потолком 15 км. В дальнейшем, в соответствии с экспертизой АНИИ от 14 июня 1935 года конструирование 100-мм пушки шло под начальную скорость 900 м/с и вес снаряда 15,6 кг.

Опытный образец пушки Л-6 был изготовлен Кировским заводом и подан на НИАП в октябре 1937 года. Первая стрельба проведена 19 октября 1937 года сделано 6 выстрелов с целью опробования системы и подбора зарядов. Заряжание производилось вручную, а затвор работал без полуавтоматики. Стрельба была прекращена из-за заедания буфера полуавтоматики и невозможности из-за этого работать затвором.

После устранения неисправностей стрельбы возобновлены 20 октября 1937 года, в ходе чего был определен нормальный заряд 5,8 кг марки 23/1 НГВ для начальной скорости 905913 м/с и давления около 3000 кг/см2.

При стрельбе 10 июня 1938 года сорвало буфер клина затвора, появилась трещина на собачке досылателя. На этом испытания Л-6 на НИАПе были закончены, так как система была взята заводом для доработки.

Всего в ходе заводских испытаний на НИАПе сделано 86 выстрелов (из низ 69 нормальным зарядом и 17 уменьшенным).

Усиленный заряд не подбирался.

После исправления, 12 августа 1938 года опытный образец Л-6 был подан на НИЗАП (Научно-исследовательский зенитно-артиллерийский полигон). При этом было решено совместить приемные испытания с полигонными, так как на АНИОПе производить стрельбу под большими углами невозможно. испытания Л-6 проводились с 15 августа по 2 ноября 1938 года. На испытания были поданы два ствола: первый с крутизной нарезки в 25 калибров и второй в 30 калибров.

29 ноября 1938 года на 13-ом выстреле произошел отрыв щек казенника при стрельбе усиленным зарядом с давление в канале 3300 кг/см2. Два человека было ранено.

Скорость вертикального наведения: от электродвигателя подъем 1550’, спуск 1813’; вручную подъем 120’, спуск 312’.

Пробег был ограничен 239 км, вследствие порчи колес и невозможности дальнейшего движения.

Для Л-6 был подобран заряд весом 5,6 кг марки 100/50 для снаряда чертежа 2-1676 весом 15,6 кг и начальной скоростью 902 м/с, давление в канале 2675 кг/см2. Вес патрона 32 кг.

Всего на НИЗАП с 1 сентября по 20 сентября 1938 года было сделано 245 выстрелов, а до того система сделала 81 выстрел.

Согласно отчету НИЗАПа от 21 декабря 1938 года Л-6 полигонные испытания не выдержала.

Отмечены недостатки:

1) Неудовлетворительная прочность казенника.
2) Малая живучесть ствола 150 выстрелов при начальной скорости 900 м/с для первого ствола с крутизной 25 калибров, а живучесть второго ствола в 30 калибров при начальной скорости 810 м/с 350400 выстрелов. Тут заметна натяжка комиссии для 1-го ствола, так как первые 86 выстрелов на НИАПе были сделаны нитроглицериновым порохом, то есть если подобрать марку пороха, то живучесть превысит 150 выстрелов.
3) Полуавтоматика не отлажена и дает 2531% «ненормальной работы», в том числе самозакрывание затвора и позднее отсечение скалки.
4) Механизм заряжания состоит из подающего механизма (лотка) и досылателя. Лоток из первых 79 выстрелов дал 29 отказов, а после исправления работал безотказно. Досылатель инерционного типа, но фактически по инерции он не работал, для взведения его надо оттянуть на 1263 мм, при меньших же длинах отката он не взводился. Досылатель работал неудовлетворительно и его исключили из испытаний из-за жестких ударов, приводящих к поломкам и деформации деталей.
5) Неудовлетворительно работал уравновешивающий механизм.
6) Усилия на маховике горизонтального наведения доходят до 65 кг (вместо нормального 5 кг).
7) Недостаточная прочность соединения верхнего станка с нижним.
8) При переводе в боевое положение нижний станок опускается на 295 мм.
9) Нет прицела прямой наводки.
10) Ходовая часть слаба для этой системы.
11) Ширина хода 3 метра велика.
12) Приведение системы из боевого положения в походное силами одного расчета практически невозможна.

Система на двух колесах весьма зависима от дорог.

Стрельба по рукаву не велась, так как не удалось получить удовлетворительную скорострельность.

Испытания опытной батареи Л-6

Артуправление письмом № 229294 от 2 февраля 1939 года предложило Кировскому заводу доработать Л-6 и изготовить опытную серию в 4 штуки к 1 августа 1939 года. Кроме того, завод должен был отремонтировать к 1 апреля 1939 года поврежденный первый экземпляр Л-6.

С 11 ноября по 16 ноября 1939 года на АНИОПе проводились малые контрольные испытания 4-х пушек Л-6 (№№ 25). Все стволы имели углубленную нарезку по чертежами НИИ-13.

Стрельба велась снарядами чертежа 233а и чертежа 1081. Вес обоих снарядов 15,5 кг. В ходе испытаний не удалось установить нормальный заряд для начальной скорости 850 м/с и давления в канале 2400 кг/см2 и усиленный заряд для начальной скорости 884 м/с и давления в канале 2640 кг/см2. Поэтому пришлось остановиться на заряде 5,17 кг марки 100/50, дающем начальную скорость 853,5 м/с и давление в канале 2575 кг/см2 этот заряд был принят в качестве усиленного и в дальнейшем на нем производились испытания всех остальных систем Л-6.

При заряде 5,17 кг марки 100/50 длина отката составляла 1090 мм при угле возвышения +45 и 1430 мм при угле +30’. Время отката при этом 2 секунды, что сочтено комиссией нормальным.

У пушки № 5 механизм переменной длины отката действовал плохо, и длина отката была 14501500 мм при угле +45, после чего пушка № 5 с испытаний была снята.

У других пушек плохо работала автоматика. После выстрела часто автоматически не открывался затвор.

Заключение АНИОПа по опытной серии Л-6: «Недостаточная прочность нижнего станка и станин. Противооткатные устройства приварены к люльке и снятие их связано с разборкой всей качающейся части. Велика ширина хода 3060 мм, а железнодорожные габариты не более 3000 м.

21 и 22 ноября 1939 года на АНИОПе был проведен повторной отстрел двух Л-6 № 3/3 и № 5/5 (ствол/лафет).

С 28 мая по 15 июля 1940 года на НИЗАПе проводились испытания опытной батареи из 4-х Л-6. Всего было сделано 72 выстрела.

При стрельбе снарядом чертежа 2-975 весом 15,6 кг с взрывателем Т-5 при усиленном заряде весом 5,04 кг начальная скорость 840 м/с и давление в канале 2568 кг/см2.

Основные выводы комиссии: Л-6 полигонные испытания не выдержала и к принятию на вооружение не рекомендуется.

Л-6 опытной серии прибыла на НИЗАП на испытания в мае 1940 года. Она отличалась от образца, испытанного в 1938 году:

1. Ствол имел углубленную (1,5%) нарезку. Нарезов 40. Камора изменилась.
2. Вес откатных частей уменьшился на 200 кг.
3. Улучшен механизм заряжания. Поставлен пневматический досылатель вместо пружинного.
4. Верхний станок представлен в сварном исполнении.
5. Поставлен новый поворотный механизм.
6. Добавлено 4 колеса. Колеса поставлены новых от двухэтажного троллейбуса.
7. Поставлено новое подрессоривание.

Досылатель работал удовлетворительно, а лоток плохо. В лафет изменений не внесено (см. описание).

На предыдущих испытаниях было неудовлетворительная работа уравновешивающего механизма. Сейчас удовлетворительная.

Сейчас на системе 8 колес, а было 4, из-за чего вес возрос почти на 2 тонны.

Раньше после остановки системы и выдвижения нижнего станка разводились станины и сразу поднимался ход на всю величину подъема. При 8-и колесах разведение станин до конца невозможно, так как они упираются в колеса. Эта операция теперь проводится в несколько приемов, чередуясь с подниманием хода.

Есть муфта Дженни. Силовой привод работал удовлетворительно.

Недостатки:

1. Неудобное расположение механизмов наведения.
2. Система не приспособлена для стрельбы прямой наводкой.
3. Большая ширина хода.
4. Снятие противооткатных устройств связано с разборкой всей качающейся части.

Устройство установки

Ствол состоит из свободной трубы, кожуха и казенника. Для снятия казенной трубы требуется свинчивание казенника. Кожух не доходит до дульного среза на 2550 мм. длина каморы до начала нарезов 806 мм (в обр. 1939 г.).

Затвор вертикальный клиновой. Полуавтоматика механического типа. Досылатель в обр. 1937 г. пружинный, а в обр. 1939 г. пневматический.

Длина отката переменная от 850 до 1700 мм.

Люлька и противооткатные устройства образуют один общий агрегат.

Цапфенная обойма люльки является одновременно клапанной коробкой противооткатных устройств. Тормоз отката и накатник представляют одно целое. Противооткатные устройства заполнены глицериновой смесью (общим объемом 32 л.).

Цапфы расположены в одной плоскости с осью канала.

Уравновешивающий механизм пружинный.

Лафет состоит из верхнего и нижнего станков. Нижний станок опирается на три опоры, которые при стрельбе усиливаются 4-й, расположенной под центром системы.

Для похода две опоры (лапы, станины) сводится вместе, а третья складывается. Вдвижение и выдвижение станков осуществляется гидропневматическим устройством. В боевом положении ход подвешен к вращающейся части верхнего станка (вертлюга).

В обр. 1937 г. был двухколесный, а в обр. 1939 г. четырехколесный ход. Подрессоривание пружинное. В боевом положении ход с колесами с помощью электродвигателя поднимается.

Питание получали в 1938 году на НИЗЕПе от электростанции ТЭС-1 мощностью 30 кВт, напряжение 220 В.

Электродвигатель вертикального наведения асинхронный мощностью 2,2 кВт, 1420 об/мин., есть муфта Дженни.

Электродвигатели плато, регулирующих высоту станин нижнего станка, асинхронные мощностью 2,2 кВт, 1420 об/мин. Их два, по одному на каждую станину. Таким образом, горизонтирование системы электрифицировано.

Для укомплектования батареи Л-6 требуется одна компрессорная станция АКС-2 производительностью 50 м3/час с давлением 150 атм, смонтированная на автомобильном прицепе.

 

 

 

Hosted by uCoz