Великая
Отечественная
война Красная армия |
Главная |
Энциклопедия вооружения: Танки Т-26
Выполняя постановление Политбюро ЦК ВКП (б) от 15 июля 1929 г. «О состоянии обороны СССР», советские конструкторы приступили к разработке массового танка общевойсковых соединений. По понятиям тех времен это должен был быть легкий танк, дешевый в производстве и простой в обслуживании. Решено было взять в качестве образца закупленный в 1930 г. комиссией во главе с И.А. Халепским английский легкий танк «Виккерс-6 -тонн» (он же «Виккерс-Е»). Была приобретена лицензия на его производство, но технологию производства решили не покупать. 13 февраля 1931 г. по докладу И.А. Халепского Реввоенсовет СССР, не ожидая изготовления опытного образца, издал приказ о принятии на вооружение РККА легкого танка Т-26. Были предприняты попытки серьезно модернизировать танк Виккерса. Уже в 1931 г. был создан опытный образец танка ТММ-1 с несколько измененной конструкцией корпуса из-за установки двигателя жидкостного охлаждения «Геркулес» мощностью 95 л.с. Танк был вооружен двумя пулеметами Виккерс с водяным охлаждением в двух башнях и одним ДТ в корпусе справа. Ввиду этого экипаж его состоял из четырех человек. Боевая масса — 8 тонн, толщина брони — до 13 мм, скорость — 30 км/ч. Есть сведения об изготовлении десятка таких машин.
В следующем году был изготовлен образец ТММ-2, на котором в одной из башен установили 37-мм орудие. Боевая масса — 7,2 т, экипаж — три человека, двигатель, скорость и бронирование те же, что и на ТММ-1. Оба образца не удовлетворяли требованиям и в производство пошел «Виккерс-Е» с незначительными изменениями. Производить танки Т-26 было поручено заводу «Большевик» с привлечением завода «Красный путиловец». Дальнейшие работы по модернизации танка вел коллектив во главе с С.А. Гинзбургом. Выпуск начался осенью 1931 г. 15 первых машин приняли участие в военном параде 7 ноября. В отличие от английского образца на советском танке была более толстая броня (15 мм вместо 13) и двигатель воздушного охлаждения мощностью 90 л.с. отечественного производства. Масса его достигала 8,2 т, скорость — 30 км/ч, экипаж — три человека. Внешне он почти ничем не отличался о своего английского прототипа, если на считать несколько измененной формы передней части корпуса и очертаний двух независимо вращающихся пулеметных башен. Каждая башня могла поворачиваться на угол 240 градусов. В переднем и заднем секторах (по 100 градусов) могли вести огонь обе башни. Такое размещение вооружения, по мысли английских конструкторов, обеспечивало наибольший темп стрельбы и позволяло вести огонь одновременно с правого и левого бортов. Но при такой компоновке оказалось трудно установить в башне пушечное вооружение из-за малого диаметра погона, а также использовать всю огневую мощь на борт. В 1932 году в правой башне стали устанавливать 37-мм орудие «Гочкис», снятое с танков МС или 37-мм пушку Б-3. Боевая масса танка выросла до 8,4 т, остальные характеристики остались прежними. Однако выяснилось, что башни мешают друг другу — невозможно сосредоточить огонь по одному борту. Двухбашенные танки Т-26 строились до августа 1933 года(выпущено около 1200 единиц), когда для них создали танковую 45-мм пушку образца 1932 г. и решили установить ее в одну башню. Танк образца 1933 г. имел цилиндрическую башню и весил 9,4 т. Боекомплект 45-мм пушки состоял из 136 выстрелов. На 11 см увеличилась высота машины. Остальные характеристики не изменились. Танки командиров рот имели радиостанцию (боекомплект уменьшился до 96 выстрелов) и поручневую антенну на башне. Опыт боев в Испании и на озере Хасан показал, что противник в первую очередь сосредоточивал огонь по командирским машинам, хорошо различимым издалека по антенне, поэтому поручневую антенну заменили штыревой. Типичным для внешнего вида этих танков была установка двух фар-прожекторов над пушкой для ночной стрельбы. С 1935 г. броневые листы корпуса и башни стали соединять сваркой (до этого — заклепками). Боекомплект уменьшился до 122 выстрелов (82 в танках с радиостанцией), но увеличилась емкость бензобаков, а масса возросла до 9,6 т. Танки серии 1936 г. получили дополнительный пулемет в кормовой нише башни, причем боекомплект опять уменьшился до 102 выстрелов. Незначительные изменения внесены в ходовую часть. Масса возросла до 9,65 т. С 1937 г. на Т-26 стали устанавливать зенитные пулеметы на крыше башни и переговорное устройство ТПУ-3. Мощность двигателя увеличена до 95 л.с., боекомплект вырос до 107 выстрелов. Теперь уже все танки оснащались радиостанцией. Боевая масса достигла 9,75 т. В середине 30-х годов выпуск танков Т-26 временно снизился в связи с его предполагаемой заменой колесно-гусеничным танком Т-46. Но Т-46 оказался очень сложен в производстве и на вооружение не поступил. Танки Т-26 1937 г. получили конические башни, что позволило увеличить их пулестойкость, теперь стенки башни были сварены из листов толщиной 15 мм. Многие машины имели второй пулемет в кормовой нише башни и зенитный на крыше. Емкость топливных баков была увеличена с 182 до 290 литров, боекомплект составил 107 выстрелов. Боевая масса возросла до 10,25 т. Танки, выпускавшиеся с февраля 1939 г. имели подбашенную коробку с наклонным расположением броневых листов. За счет изъятия заднего пулемета в башне был увеличен до 165 выстрелов к пушке боекомплект (на машинах без радиостанции — 205). Путем увеличения степени сжатия двигателя его мощность возросла до 97 л.с. С 1940 г. подбашенная коробка выполнялась из листовой гомогенной (ранее — цементированной) брони толщиной 20 мм. В целях усиления броневой защиты в ходе советско-финской войны зимой 1939-40 гг. около сотни танков были срочно экранированы дополнительными броневыми листами. При этом толщина нижней лобовой части корпуса и передней стенки водителя была доведена до 60 мм. Эти танки иногда называют Т-26Э. Однако попытки усиления защиты оказались неэффективными. Танки Т-26Э были явно перетяжелены (боевая масса — 12 т). Выпуск танков Т-26 прекратился в декабре 1940 г. Однако в июле-августе 1941 г. в Ленинграде было достроено около сотни танков Т-26 из имевшегося неиспользованного запаса корпусов. Эти машины приняли участие в обороне города. Всего было выпущено около 12000 танков Т-26 (включая и огнеметные) двадцати трех серий или модификаций. Конструкция танка Т-26 была проста, он был легок в управлении, не требовал большого ухода. Компоновка следовала классической схеме: впереди отделение управления, затем боевое и в корме моторное отделение. Установка четырехтактного карбюраторного двигателя «Т-26» воздушного охлаждения с горизонтальным расположением четырех цилиндров позволило заметно уменьшить высоту кормовой части корпуса. Там же находился и бензобак емкостью 182 литра. Силовая передача состояла из главного фрикциона, пятискоростной КП тракторного типа в передней части корпуса слева от места водителя, бортовых фрикционов и редукторов. Ведущее колесо переднего расположения. В ходовой части по две тележки по четыре обрезиненных катка. 45-мм пушки образца 1932, 1934 или 1938 гг. имели одинаковые баллистические данные и отличались лишь некоторыми усовершенствованиями. Пушка имела клиновый полуавтоматический затвор и угол наведения в вертикальной плоскости +22, -5 градусов. Бронебойный снаряд имел начальную скорость 700 м/с и пробивал со 100 метров 32-мм броню. Фугасный снаряд имел начальную скорость 335 м/с. В 1933 г. на базе танка образца 1931 г. был создан огнеметный танк ОТ-26, у которого была снята левая башня, а в оставшейся установлен огнемет. Масса этого танка составляла 9 т, а экипаж состоял из двух человек. С огнеметом же спарен 7,62 мм пулемет. Дальность огнеметания — 35 метров. Огнеметный танк ОТ-130 (1936 г.) создан на базе однобашенного танка образца 1936 г. У него пушка в башне заменена огнеметом (дальность огнеметания — 45 м), пулемет сохранен. Масса танка — 10 тонн, экипаж — два человека. В 1938-40 гг. огнеметные танки модернизировались (ОТ-131, 132, 133). ОТ-133 имел помимо огнемета два пулемета и достиг массы 10,5 тонн. И, наконец, в 1940 г. появился огнеметный танк ОТ-134 массой 10,8 т, экипаж — три человека. В конической башне сохранилось вооружение — 45-мм пушка и пулемет, а огнемет установлен в переднем верхнем листе корпуса (дальность огнеметания — 50 м). Все огнеметные танки имели оборудование для постановки дымовых завес. Поэтому их в 30-е годы называли «химическими». В 1933 году был создан танк-мостоукладчик («саперный танк») с надвижным мостом длиной 7 м и грузоподъемностью 14 т. В том же году изготовлена опытная партия бронетранспортеров — ТР-26 и ТР-4 для перевозки пехоты, ТР-4-1 для снабжения танковых частей в бою боеприпасами, а в 1935 году — танк-цистерна для подвоза горючего Т-26-Ц. В 1935 году испытывался комплект надувных поплавков к Т-26 для движения по воде, а в 1936 году — оборудование для хождения под водой до 5 метров глубины (Т-26ПХ). Существовали танки-тральщики с навесным ножевым тралом (танк без пушки) или цепным тралом. Скорость траления противотанковых мин достигала 5-6 км/ч. Танк послужил базой для разработки ряда
опытных образцов самоходных установок. Их
краткий перечень: Все это были либо опытные, либо малосерийные машины, разработанные под руководством П.Н. Сячинтова и Л.С. Троянова. Танки Т-26 участвовали в боях на озере Хасан и на реке Халхин-Гол, во время советско-финской войны и начального периода Великой Отечественной войны, воевали в Испании (1936-39 гг.) и в Китае (1937-38 гг.). Огнеметные танки сыграли важную роль в ходе боевых действий на реке Халхин-Гол и при прорыве линии Маннергейма. |
|