Великая Отечественная                 война

                           Красная армия  

Найти:

на       

Главная
Карты
Краткое описание битв
Герои
Энциклопедия вооружении
Дискуссии
Книги и сайты
Хроника
Напишите нам

Энциклопедия вооружения: Танки

Средний танк Т-34-85

t-34-85.jpg (18516 bytes)

Необходимость вооружить наши танки более мощным орудием появилась уже на втором году войны. Тогда основные немецкие танки Т-IV были модернизированы и получили длинноствольную 75-мм пушку, а толщина брони в лобовой части корпуса была доведена до 80 мм. В январе 1943 года удалось захватить Т-VIН «Тигр», с 88-мм пушкой и 100-мм броней. В битве на Курском выступе (июль— август 1943 г. ) тридцатьчетверки встретились с грозной троицей: «Тигр», «Пантера», «Элефант». Пробить их лобовую, а зачастую и бортовую броню наши танковые пушки Ф-34 и ЗИС-5 не могли.

В конце августа на танковый завод №112 прибыли нарком В.А. Малышев, начальник ГАБТУ маршал бронетанковых войск Я.Н. Федоренко и ответственные сотрудники Наркомата вооружения. Малышев сказал, что победа в Курской битве досталась слишком дорогой ценой, наши потери составили около 6 тыс, танков и САУ, а противника — 1,5 тыс. Неприятельские танки могли вести огонь по нашим с расстояния 1500 м, наши же 76,2-мм танковые пушки поражали «Тигров» и «Пантер» на дистанции не более 500—600 м только в борт.

Draw_24.jpg (548751 bytes)

«Образно выражаясь, — сказал нарком, — противник имеет руки в полтора километра, а мы всего в полкилометра. Нужно немедленно установить в Т-34 более мощную пушку». Аналогичная задача в отношении тяжелых танков КВ была поставлена перед конструкторами ЧКЗ.

Разработка танковых пушек более крупного калибра началась еще в 1940 году в конструкторских бюро В.Г. Грабина и Ф.Ф. Петрова. Летом 1943 года они представили на испытания 85-мм пушки Д-5 и С-53. У пушки Д-5 были определенные преимущества, но ее установка в танке требовала больших переделок. И ее было решено установить под маркой Д-5С в новую самоходную установку СУ-85, разработанную на базе Т-34-76 Уральским заводом тяжелого машиностроения, к выпуску которой приступили в августе 1943 года.

Осенью 1943 г. оба конструкторских бюро изготовили улучшенную пушку ЗИС-С-53, она показала отличные результаты на испытаниях, а группа В. В. Крылова на заводе №112 сконструировала для нее литую башню с умеренным диаметром погона 1600 мм.

В декабре сормовичи послали два танка с новыми башнями на Московский артиллерийский завод, где в них установили ЗИС-С-53, и 15 декабря ГКО принял на вооружение модернизированный танк Т-34-85. Однако дальнейшие испытания выявили ряд недоработок в конструкции пушки. Было решено пока ставить на танки пушку Д-5Т. В конце 1943 — начале 1944 года танков с ней было выпущено до 500, в это время улучшали ЗИС-С-53.

Первые танки с 85-мм пушкой еще до конца года стал выпускать завод №112, а на №183 серийный выпуск Т-34-85 начался в марте 1944 года. Затем их стал производить и завод №174 (в 1944 г. тридцатьчетверку выпускали только эти три завода, так как СТЗ после освобождения Сталинграда к производству танков не возвращался, УЗТМ выпускал только САУ на базе Т-34, а ЧКЗ сосредоточил усилия на выпуске ИС-2 и САУ на их базе).

Одни заводы при комплектации танков применяли штампованные катки, другие — литые с развитым оребрением и обрезинкой (напряженное положение с резиной после поставок из США каучука уменьшилась). Башни несколько отличались числом и местом размещения на их крышах бронеколпаков, вентиляторов, поручней и т.п. Маска пушки Д-5Т были уже, чем у ЗИС-С-53. Вместо прицела ТШ-16 (телескопический шарнирный) на Т-34 с пушкой Д-5Т стоял ТШ-15. Танки с пушкой ЗИС-С-53 имели электропривод поворота башни с управлением как от командира, так и от наводчика.

Получив 85-мм пушку, Т-34 смог успешнее бороться с новыми немецкими танками. К ней помимо осколочно-фугасного и бронебойного был разработан подкалиберный снаряд. Но, как отмечал Ю.Е. Максарев: «В дальнейшем Т-34 уже не мог напрямую, дуэльно поражать новые немецкие танки». Однако тридцатьчетверкам в бою помогали маневренность и скорость, превосходство в которых они сохранили.

ussr_t9.jpg (3854 bytes)

В 1944 году на базе Т-34-85 выпустили несколько сотен огнеметных танков ОТ-34-85. Вместо пулемета в лобовой части корпуса помещался поршневой автоматический танковый огнемет АТО-42 образца 1942 года. Дальность огнеметания смесью из 60% мазута и 40% керосина достигала 60—70м, а специальной огнесмесью до 100—130м. Сохранение на нем основного вооружения (85-мм пушки) было немалым достижением.

В 1945 году предприняли попытку вооружить Т-34 100-мм пушкой. Были построены и испытаны несколько образцов Т-34-100. В новой башне поставили пушку Д-10Т. Лобового пулемета не было, что позволило ограничиться четырьмя членами экипажа. Стремясь не увеличивать массу танка (она уже достигла 33 т), конструкторы пошли на некоторое уменьшение толщины брони днища и крыши корпуса и башни. Скорость составила 48 км/ч. Однако работу над Т-34-100 свернули, ввиду окончания разработки нового танка Т-54.

Производство Т-34 прекратилось в 1946 году. В последние годы оно выглядело так: 1944 г. — 14648, 1945 г. — 12551 и 1946 г. — 2701 машин. Всего же в СССР построили более 61 тыс. Т-34.

В процессе производства танк постоянно улучшался, в его конструкцию внесли множество изменений. Однако основы конструкции — корпус, двигатель, трансмиссия (за исключением коробки передач), подвеска — осталось почти без изменений. В танке поочередно устанавливались пушки Л-11, Ф-32, Ф-34, Д-5Т, ЗИС-С-53. Насчитывают до 7 различных типов башен: сварных из катаных листов, литых или даже штампованных. Они разнились не только видом и числом люков на крыше, количеством и расположением «грибов» вентиляторов, пистолетными амбразурами, смотровыми приборами в бортах, но своей формой. Насчитывается четыре типа катков: с обрезинкой, с внутренней амортизацией, со сплошным или развитым оребрением. Было, по крайней мере, три типа траков. Отличались формой, количеством и местом размещения дополнительные баки для горючего, антенны, поручни, кожухи выхлопных труб, люки механика-водителя и т.д. Да и на фронте часто машина после ремонта получала разные узлы, благо типоразмеры их были одинаковы.

И после окончания второй мировой тридцатьчетверка долго оставалась на вооружении Советской Армии и армий дружественных стран. Она до сих пор состоит в вооруженных силах Румынии, Кипрской Республики и некоторых африканских стран, республик, образовавшихся на месте бывшей Югославии.

Остававшиеся на службе танки были модернизированы и назывались Т-34-85 образца 1960 года. При этом были внесены изменения в устройство двигателя, получившего обозначение В-34-М 11, установлены два воздухоочистителя с эжекционным отсосом пыли, введен подогреватель в систему охлаждения и смазки двигателя, поставлен более мощный электрогенератор. Механик-водитель для вождения машины ночью получил инфракрасный прибор наблюдения БВН. Радиостанцию 9Р заменили на 10-РТ26Э. И, наконец, на корме установили две дымовые шашки БДШ. Скорость танка достигла 60 км/ч, остальные характеристики остались прежними. В 1969 году танки были еще раз модернизированы: они получили более современные приборы ночного видения и новую радиостанцию Р-123.

В конце 40-х годов в Польше, а затем и в Чехословакии решили наладить производство Т-34. Советский Союз предоставил техническую документацию, технологию и помощь специалистов. Первые серийные танки польского производства поступили в войска в 1951 году. Конструкция их была улучшена в соответствии с требованиями времени, через два года их модернизировали, назвав первую и вторую модификации Т-34-85-1 и Т-34-85М2. Выпускали их 5 лет. Танки польского производства получили другую башню. Двигатель, приспособленный для работы на разных сортах топлива, имел подогреватель для облегчения запуска зимой, механизмы, облегчающие управление. Дополнительные баки позволили увеличить запас хода до 650 км. Поляки внедрили новую радиостанцию 10 РТ-26Э, переговорное устройство, приборы наблюдения командира и ночного видения механика-водителя, увеличили скорость вращения башни до 25°—30° в секунду. Экипаж благодаря новой системе наводки и заряжания лобового пулемета сократился до четырех человек. Танк получил оборудование для преодоления водных преград по дну.

Некоторые отличия, например, в форме башни, дополнительных баках, имели чехословацкие Т-34. Лицензию на их строительство (а также СУ-100 на их базе) в 1949 году получил завод ЧКД в Праге. Выпуск танков начался в 1951 году и продолжался до 1956 года.

 

 

 

Hosted by uCoz