Великая Отечественная                 война

                           Красная армия  

Найти:

на       

Главная
Карты
Краткое описание битв
Герои
Энциклопедия вооружении
Дискуссии
Книги и сайты
Хроника
Напишите нам

Энциклопедия вооружения: Пушки

Зенитные автоматы завода им. Калинина

Отсутствие зенитных автоматов в армии и флоте в середине 30-х годов стало абсолютно нетерпимым. По этому поводу принимаются десятки грозных решений и постановлений, но дела идут крайне медленно. Все работы по прежнему сосредоточены на заводе им. Калинина.

Прежде, чем перейти к зенитным автоматам 61-К и 70-К скажем несколько слов об автоматах сторонних организаций, изготовленных на заводе № 8.

Постановлением СТО от 4.08.1935 г. Шпитальному и заводу № 8 к 15.11.1935 г. было поручено изготовить опытный образец автоматической 37-мм зенитной пушки.

Интересно, что тем же постановлением СТО Шпитальному и заводу № 8 было поручено начать разработку новой 37-мм автоматической зенитной пушки с начальной скоростью снаряда свыше 1500 м/с. Но позже было разрешено приступить к этой работе после окончательной доработки изготовленного образца 37-мм автомата с начальной скоростью снаряда 1000 м/с.

Постановлением КО от 13.03.1936 г. заводу № 8 было поручено изготовить 20 автоматических 37-мм пушек Шпитального и установить их:

1) 5 пушек в танк Т-26 с прицелами от 20-К.
2) 10 пушек на автомобильном шасси конструкции Гинзбурга на тумбах 3-К с их механизмами и прицелами.
3) 5 пушек на морских тумбах Виккерса с использованием существующих корабельных установок.

В ходе испытаний серию из двадцати 37-мм пушек Шпитального установили на лафеты от 76-мм пушек 3-К на автомобилях ЯГ-10 и в штатной башне танка Т-26. Причем в танке Т-26 пушка уже не могла вести зенитный огонь, так как угол возвышения ее составлял ——7° +12°.

В заключении комиссии под руководством академика Благонравова об испытании 37-мм пушки Шпитального были отмечены недостатки ее конструкции:

1. Большое усилие на цапфы при значительном динамическом плече увеличивает вес системы.
2. Детали автоматики подвержены при работе весьма большим нагрузкам и трению в скользящих сопряжениях.
3. Система питания неудовлетворительна и не обеспечивает требований практической скорострельности из-за подвижного магазина.

Вывод — 37-мм автоматическую пушку Шпитального нельзя рекомендовать к принятию на вооружение.

В марте 1938 года на заводе № 8 был изготовлен 37-мм зенитный автомат 100-К конструкции Чарко Е.В., Комарицкого И.А. и Люльева Л.В. Организационная сторона дела со 100-К крайне запутана. Судя по всему это была особая группа внутри КБ завода им. Калинина, которую позже «съело» руководство завода.

Автоматика пушки 100-К работала за счет энергии газов, отводимых из канала ствола. Питание автомата производилось из магазина барабанного типа на 6 патронов. Ствол пушки — быстросъемный моноблок.

Изюминкой 100-К был мощный щелевой тормоз активного действия с эффективностью около 70 %. Благодаря такому тормозу конструкторы отказались от тормоза отката и оставили только наружный накатник.

В апреле—мае 1938 года пушка 100-К прошла заводские испытания в объеме 2111 выстрелов. Интересно, что при испытаниях автомат не давал «органических задержек». Задержки происходили из-за неполной отдачи (0,24 %) и недосылке патрона (1,15 %) за счет чрезмерного перегрева ствола только при длине непрерывной очереди свыше 120 выстрелов.

Автомат 100-К был поставлен на четырехколесную повозку от пушки 49-К и 25.07.1938 г. отправлен на НИЗП.

Согласно отчету комиссии от 25.12.1938 г. система 100-К удовлетворяла предъявленным требованиям, но требовала доработки. Дорабатывать же ее руководство завода не захотело — пушки 49-К и 61-К в конкурентах не нуждались.В конце 1937 года на заводе Калинина был изготовлен первый опытный образец 45-мм автоматической пушки ЗИК-45 (позже получившей индекс 49-К). Новая пушка была сделана по образцу 40-мм пушки «Бофорс» и в документах АУ начала 1938 года ее так и называют: «пушка завода № 8 типа «Бофорс».

Автоматика 45-мм пушки 49-К работала за счет энергии отката при коротком ходе ствола. Открывание затвора происходило во время отката, а закрывание — после наката ствола и досылки очередного патрона.

Ствол пушки — свободная труба, вставленная в кожух. На кожух навинчивался казенник, в котором помещался вертикальный клиновой затвор. Питание автомата производилось с помощью обоймы, содержащей 3 патрона. Обойма вручную устанавливалась в приемнике над ствольной коробкой.

Тормоз отката гидравлический, веретенного типа. Тормоз крепился снизу к горловине люльки. Пружинный накатник собирался на стволе и находился внутри горловины люльки.

Уравновешивающий механизм пружинный, качающийся, подтягивающего типа, состоял из двух колонок, размещенных между щеками станка.

Подъемный механизм имел зубчатый сектор. Поворотный механизм посредством шестерни был связан с зубчатым венцом.

Приводы механизмов наведения только ручные.

На заводских испытаниях в начале 1938 года темп стрельбы 49-К составил 90—120 выстрелов, вес снаряда 1,44 кг, начальная скорость — 960 м/с. Испытания автомата задерживались сложностями в производстве латунных гильз Тульским заводом.

В ходе стрельб 20.04.1938 г. на Софринском полигоне после 70 выстрелов температура ствола у дульного среза достигла 257°С. Нагрев ствола определил длину непрерывной очереди 60—70 выстрелов. Другие элементы автоматики допускали большую длину очереди. Так например, гидравлический компрессор в тормозе отката был рассчитан на очередь в 150 выстрелов. Поэтому ствол был сделан быстросъемным.

В июне—июле 1938 года автомат 49-К проходил испытания на временном тумбовом лафете, установленном на автомобиле ЯГ-10.

В ходе испытаний на НИЗЕПе в Евпатории с 25 октября по 27 декабря 1938 года при стрельбе снарядом весом 1,46 кг и зарядом 545 гр. марки 7/7 получена средняя дальность 10946 м при угле возвышения 44°30’. Результат этот чисто спортивный (так называемая баллистическая дальность стрельбы), поскольку и на половину такой дистанции никто не собирался стрелять из пушки калибра 45 мм.

На НИЗЕПе в 1938 году 49-К стреляла уже на штатном лафете с четырехколесной повозки типа «Бофорс».

После испытаний на НИЗЕПе в 1938 году в конструкцию пушки 49-К были внесены изменения — введен пламегаситель, сектор механизма ВН сделан более жестким, усилены пружины досылателя, заменена верхняя часть лафета, уменьшен клиренс для увеличения устойчивости.

С 15 июня по 4 июля 1939 года 49-К вновь прошла испытания на НИЗЕПе. По их результатам: время смены ствола — 100 секунд; время перехода из походного положения в боевое — 30—40 минут. Темп и скорострельность автомата одинаковы: при угле 0° — 140 выстр/мин; при угле +85° — 120 выстр/мин.

В ходе испытаний было сделано 2135 выстрелов и получено 14 задержек, из них 6 по вине автомата (то есть 65 %). Для сравнения, на испытаниях на НИЗЕПе 1938 года сделан 2101 выстрел и получено 55 задержек (из них 51 по вине автомата).

Среди недостатков отмечена неуравновешенность качающейся части.

С 30 июля по 14 ноября 1940 года были проведены испытания пушки 49-К на живучесть. Заряд нормальный 0,518 кг марки 7/7, вес снаряда 1,463 кг.

В 1939 году пушка 49-К была официально принята на вооружение под названием «45-мм автоматическая зенитная пушка обр.1939 года». На 1940 год завод № 8 получил заказ на 190 пушек 49-К. Однако во второй половине 1940 года было принято окончательное решение о вооружении РККА зенитными автоматами калибра 37 и 25 мм, и работы над 45-мм автоматическими пушками были прекращены.

АУ РККА с самого начала понравилась 45-мм пушка 49-К (ЗИК-45), сделанная по образцу 40-мм пушки «Бофорс», но одновременно военспецы АУ считали калибр 45 мм слишком большим для полевых зенитных автоматов. Поэтому уже в январе 1938 года АУ предложило КБ завода № 8 на базе 49-К разработать проект 37-мм автоматической пушки в связи с тем, что «переход на 45-мм калибр является спорным». КБ завода № 8 быстро спроектировало 37-мм автомат ЗИК-37 (позже получивший заводской индекс 61-К), благо отличался он от 49-К в основном размерами качающейся части, а повозки обеих систем были совершенно одинаковы.

10 октября 1938 года первый опытный образец ЗИК-37 был отправлен на полигонные испытания.

Принципиально автоматы 49-К и 61-К были совершенно одинаковы. Забегая вперед, скажем, что длительная эксплуатация автоматов 61-К (70-К) выявила достоинства автоматов: надежная работа механизмов в условиях заряжания и отсутствие смазки; непрерывное питание автомата патронами; удобное обслуживание.

Недостатком схемы устройства автомата была большая потеря времени в цикле в результате последовательности работы основных механизмов, а именно: накат ствола — досылка патрона — закрывание затвора. Соотношение между временем цикла откат — накат ствола и временем работы всех механизмов автомата равно 1 : 2, что было существенным недостатком системы.

Сравнительно свободное движение патрона в приемнике приводило к перекосам их в магазине и задержкам. Неправильно вложенная обойма с патронами в магазин вызывали движение патронов в приемнике с перекосом. Этому способствовало то положение, что обойму требовалось вставить в приемник, постоянно качающийся вместе с качающейся частью.

По приемнику патрон двигался вместе с обоймой, а затем освобождался и двигался самостоятельно. Обычно обойма отделялась без особых усилий и выходила свободно, но в случае задержки обоймы в движении она удерживала и патрон, что приводило к перекосу и задержкам в стрельбе.

Недостатком схемы являлся большой путь движения патрона по инерции при посылке, а также движение экстрагируемой гильзы по инерции на всем ее пути. Кроме того, нельзя считать удачным ударное выбрасывание гильзы.

В боевом и походном положении лафет орудия находился на четырехколесной повозке ЗУ-7. Повозка подрессоренная, имела колеса от автомобиля ГАЗ-АА размером 32 х 6— Задний ход повозки был жестко соединен с хребтовой балкой повозки, а передний ход мог поворачиваться при помощи балансира в плоскости, перпендикулярной к хребтовой балке, чем достигалась большая устойчивость орудия на походе.

Для перевода системы из походного положения в боевое орудие опускалось на четыре опоры путем поворота осей переднего и заднего ходов. Горизонтирование орудия производилось при помощи уровней четырьмя домкратами, расположенными на концах четырех крестообразно расположенных станин повозки.

Во время стрельбы на платформе станка обычно находилось 5 номеров расчета: с правой стороны — наводчик по азимуту и установщик скорости и дальности на прицеле; с левой — наводчик по углу возвышения, установщик курса и угла пикирования или кабрирования на прицеле и заряжающий. С 1943 года установка 61-К снабжалась щитом.

Любопытно, что с 1 октября по 1 ноября 1940 года были проведены сравнительные испытания пушки 61-К с ее прототипом трофейной 40-мм пушкой «Бофорс». Основные выводы комиссии по результатам испытаний: «40-мм пушка «Бофорс» на основным ТТД и эксплуатационным качествам преимуществ перед 61-К не имеет. В целях улучшения конструкции пушки 61-К необходимо целиком позаимствовать у «Бофорса» сцепное устройство, тормозную систему, расположение тормозного сапожка и крепление ствола. Прицел «Бофорс» уступает прицелу пушки 61-К.

В 1939 году 37-мм автоматическая пушка 61-К была принята на вооружение под названием «37-мм автоматическая зенитная пушка обр.1939 г.».

В конце 1939 года на заводе № 8 была изготовлена опытная серия — 15 автоматов 61-К.

Первый заказ на 37-мм пушки 61-К был дан в 1940 году в объеме 900 орудий, из которых к 1 июля 1940 года было сдано 147 штук, а к 1.01.1941 г. — 544 штуки. Цена одной пушки в 1939 году составляла 65 000 рублей.

В 1941 году планировалось изготовить 1700 пушек 61-К (все на заводе № 4). Всего предполагалось иметь в РККА 9132 пушки 61-К, из них 1000 шт. в мобилизационном запасе.

Данные о производстве и применении пушек 61-К в годы Великой Отечественной войны довольно противоречивы. Так, согласно книге «Потери Вооруженных сил СССР»( Москва, 1993 г.) наличие в армии 37-мм зенитных орудий* (тысяч штук):

Примечание: — Кроме 61-К в графы 1942—1945 годов включено небольшое количество 40-мм и 37-мм пушек, полученных от союзников.

Производство автоматов 61-К для буксируемых пушек прекращено в 1945 году, а для СУ-37 — в 1946 году.

Первая попытка установить 37-мм автомат 61-К на самоходном гусеничном шасси была предпринята в 1942—1943 годах. 37-мм автомат был установлен в открытой сверху рубке СУ-72. На вооружение установка СУ-72 принята не была из-за ряда конструктивных недостатков, в том числе «низкой работоспособности системы охлаждения параллельно спаренных двигателей, размещенных в передней части корпуса».

Более удачной оказалась СУ-37, созданная в 1944 году на базе 76-мм самоходной установки СУ-76М. Длина установки составляла 3250 м, ширина 2745 м, высота 2180 м. Корпус машины был сварен из броневых листов толщиной 10,15 и 30 мм. Нижний лобовой лист имел угол наклона 30— а верхний — 60°. Бортовые и кормовые листы — вертикальные.

Башня с боков прикрыта 15-мм броней, а сверху открыта. СУ-37 была оснащена зенитным прицелом построительного типа. В прицел входил стереоскопический дальномер с базой 1 м для определения наклонной дальности для цели. Угол ВН —3°; +85°. Приводы наведения пушки ручные. Боекомплект состоял из 320 выстрелов пушки, из которых 130 были в обоймах по 5 штук, а остальные 190 штук без обойм.

Силовая установка ГАЗ-203 включала в себя два карбюраторных шестицилиндровых автомобильных двигателя мощностью по 70 л.с. Оба двигателя соединены последовательно и смонтированы на общей раме у правого борта машины. Емкость топливных баков 412 литров. Силовая передача СУ-37 состояла из двухдискового полуцентробежного главного фрикциона сухого трения, четырехступенчатой коробки передач автомобильного типа (ЗИС-5), главной передачи, двух многодисковых фрикционов сухого трения и двух однорядных бортовых передач.

Небольшое число СУ-37 использовалось в завершающих сражения Великой Отечественной войны, но в послевоенное время она была признана устаревшей и снята с производства.

В 1944 году на Горьковском автозаводе была создана 37-мм зенитная установка ЗИС-43, представлявшая собой 37-мм автоматическую пушку обр.1939 года на шасси полугусеничного вездехода ЗИС-42. На вооружение установка не принималась.

В 1944 году в КБ завода им. Ворошилова была спроектирована двухорудийная установка В-47, состоявшая из двух автоматов 61-К на четырехколесной повозке. Угол вертикального наведения установки —5°; +87°. Угол горизонтального наведения 360°. Вес установки 2830 кг. Скорость возки до 60 км/час. В 1945 году была выпущена опытная партия из пяти установок В-47. В 1946 году В-47 в план завода № 4 не включали и лишь в 1949 году завод № 4 получил заказ на 150 пушек В-47, из которых сдал 78 штук. На этом производство В-47 и закончилось.

В 1939 году на заводе им. Калинина началось проектирование более легкого 25-мм автомата для ПВО полка. Первоначально от получил заводской индекс ЗИК-25, а затем 72-К.

Пушка имела ствол моноблок с навинтным казенником. На дульную часть ствола навинчен пламегаситель. Дульного тормоза нет. Затвор вертикальный клиновой.

Автоматика пушки основана на принципе использования энергии отдачи ствола при коротком откате. Движение затвора при открывании и закрывании происходит в плоскости, перпендикулярной к оси ствола. Питание магазинное, в обойме 7 патронов.

Устройство спускового механизма автомата позволяет вести автоматический и одиночный огонь.

Накатник пружинный, надет на цилиндрическую часть ствола. Люлька представляет собой прямоугольный короб, сваренный из листовой стали. Снизу к горловине люльки крепится гидравлический тормоз отката.

Подъемный механизм имеет один зубчатый сектор, прикрепленный к люльке. Поворотный механизм имеет шестерню, катающуюся по зубчатому венцу. Приводы подъемного и поворотного механизмов только ручные.

Уравновешивающий механизм пружинный, качающийся, расположен между щек станка.

Повозка четырехколесная с пружинным подрессориванием. Колеса автомобильного типа со спицами.

С 1943 года пушки 72-К изготавливались со щитами.

Для 25-мм пушки 72-К в НИИ-24 в 1939—1940 годах разрабатывался осколочно-трассирующий снаряд. В 1941—1942 годах создаются бронебойно-трассирующий (сплошной) снаряд и осколочно-зажигательно-трассирующий снаряд с самоликвидацией через 10 секунд после выстрела.

Опытный образец 72-К (ЗИК-25) был изготовлен заводом № 8 осенью 1939 года, а 11 октября 1939 года были начаты его заводские испытания. Опытный образец был принят военпредом 31.12.1939 г., а 25.03.1940 г. отправлен на НИЗАП.

Полигонные испытания 72-К были проведены на НИЗАПе с 15 апреля по 25 мая 1940 года в объеме 2992 выстрелов и 1500 км пробега. По результатам испытаний оценка комиссии автомата 72-К: «О основном автомат 72-К не отличается от 61-К. 72-К, будучи близок к системам с длинным ходом ствола, целиком отнесен к этому типу быть не может. Он стоит несколько особняком, очевидно образуя новый тип систем с отдачей ствола:

1. Затвор не имеет поступательного движения относительно ствола.
2. Ствол вместе с затвором откатывается на длину меньшую, чем длина патрона.
3. Досылка производится специальным механическим досылателем, не связанным с патроном.

В результате патрон на всем пути движения в патроннике движется принудительно, то есть под давлением досылателя, а часть пути — по инерции».

Среди недостатков комиссией отмечена большая вибрация системы, что затрудняло работу наводчика, а также систематический отрыв трассера от снаряда.

В ходе испытаний не удалось определить кучность стрельбы из-за плохого качества рядов (черт.2-952) и срочно было рекомендовано разработать новый снаряд. Живучесть ствола 72-К определена опытным путем в 1200—1300 выстрелов при падении начальной скорости на 9—10 %.

В 1940 году 72-К была официально принята на вооружение под названием «25-мм зенитная автоматическая пушка обр.1940 г.». Тем не менее в 1940 году не удалось выпустить даже опытный образец 72-К. Так, 8.07.1940 г. Наркомат вооружений уведомил АУ, что из-за загруженности завод № 8 не может принять заказ на изготовление опытной партии (4 шт.) 25-мм автоматов на 1940 г.

Фактически производство 72-К было начато в 1941 году, причем часть орудий, за неимением повозок, устанавливалась в кузовах грузовых автомобилей.

Кроме того, в 1944 году завод № 88 изготовил двенадцать спаренных 25-мм установок 94-КМ (два автомата 72-К), а в 1945 году — 225 установок 94-КМ.

Часто 25-мм спаренные установки ставились на автомобилях ЗИС-11, представлявших сбой удлиненное шасси грузовика ЗИС-5.

В 1945 году производство 25-мм автоматов на базе 72-К для сухопутных войск было прекращено и впредь не возобновлялось.

1 марта 1940 года нарком Ворошилов утвердил тактико-технические характеристики на 25-мм автоматическую горную вьючную пушку на основе автомата 72-К. Вес установки в боевом и походном положении должен был быть 600—650 кг. Угол ВН —10°; +85°, угол ГН — 360°. Питание из магазина на 20 патронов. Автомат предполагалось установить на тумбе на трехстанинном лафете. Штатное средство передвижения — четверка лошадей (в буксируемом варианте). При вьючке система должна была разбираться на 7—8 вьюков весом не более 100 кг. Работы по 25-мм горной установке были прекращены на стадии проектирования.

 

 

 

Hosted by uCoz