![]() |
Великая
Отечественная
война Красная армия |
![]() |
|
Энциклопедия вооружения: Пушки Большой триплекс История создания В 1931 году АУ выдало задание КБ-2 на проектирование 305-мм гаубицы на обычном лафете, а заводу «Большевик» задание на триплекс: 400-мм мортиры, 305-мм гаубицы и 203-мм пушки разборного типа, перевозимых на повозках на гусеничном ходу. Кроме того, инженер завода «Большевик» Чернявский в инициативном порядке разработал проект триплекса: 400-мм мортира, 305-мм гаубица и 203-мм пушка на обычном лафете. В 1932 году АУ рассмотрело все проекты, и на пленуме АУ было принято постановление «утвердить проект комбинированной системы 400/305/203-мм завода «Большевик» для дальнейшей разработки и изготовления опытного образца, а два других проекта КБ-2 и инженера Чернявского отклонить». Однако это постановление не было утверждено руководством ввиду последовавшего принципиального изменения основного задания на проектирование комбинированной системы. Ввиду того, что мнение некоторых инженеров, в числе которых был, например, Толочков, склонялось на сторону проекта Чернявского, было решено передать все три проекта комиссии экспертов. Эта комиссия предложила «объединить проекты» завода «Большевик» и Чернявского, то есть сделать новый проект из элементов прежних. Кроме того, комиссия предложила разработать гусеничный самоход под качающуюся часть этот триплекса. Таким образом, было принято нереальное условие, которое в конце концов погубило проект. Решено было разрабатывать тяжелый самоходный триплекс 254/305/400-мм. Разработку качающейся части поручили заводу «Большевик», а шасси опытному заводу Спецмашстроя. АУ в целях уменьшения веса и увеличения живучести стволов предложило заменить самоходный триплекс 254/305/400-мм дуплексом 203/305-мм, рассчитанным на применение беспоясковых снарядов. В декабре 1934 года на конференции АУ были рассмотрены проекты 203-мм пушки и 305-мм гаубицы на самоходе. Заводы «Большевик» и опытный завод им. Кирова разработали два самостоятельных проекта самохода. Завод «Большевик» использовал первоначальный проект САУ завода им. Кирова, переработал его и дал вариант самохода с несъемной ходовой частью. А завод им. Кирова предложил проект со съемной ходовой частью. Артиллерийская часть (общая для всех проектов) была разработана заводом «Большевик». Комиссия экспертов отвергла оба проекта: проект «Большевика из-за неудовлетворительной поворотливости, а проект завода им. Кирова из-за «нереальности конструкции ходовых частей». Комиссия предложила разработать САУ с несъемной ходовой частью, чтобы иметь малый вес и хорошую мобильность, и выдала новые тактико-технические требования на разработку САУ 203/305. По этим ТТТ был разработан совместный проект 203/305-мм САУ заводов «Большевик» и Кировского. В основу разработки проекта были приняты веса нарезных снарядов, присланные АНИИ и отличавшиеся от указанных ТТТ. Конструкция стволов принята со свободной трубой. Затвор общий для пушки и гаубицы по типу затвора Б-30. Качающаяся часть по типу Шнейдера с откатом салазок со стволом по люльке. Откат переменный. Тормоз типа Б-4, накатник гидропневматический типа Б-27. Противооткатные устройства состоят из двух тормозов отката сверху и двух накатников снизу. Люлька корытообразная, составлена из двух продольно склепаных половин. Станок типа Б-4 покоился на опорных поверхностях САУ на трех конических катках. Подъемный механизм имел ручной и электрический привод, скорость ручного привода 0,5 град/с, а электрического 5 град/с. Прицел типа РМ с независимой линией прицеливания. Для подачи снарядов на лоток и подъема сошников предусмотрен кран с лебедкой, имеющий электрический и ручной приводы. При транспортировке САУ по железной дороге в условиях негабаритности 3-й степени требуется снимать с системы лишь прицел и ряд мелочей. Вес артиллерийской части САУ получен 3943 тонны, вместо заданного техническими условиями (ТУ) 3035 тонн. Скорострельность 1 выстрел в 1,3 минуты при
электрическом действии прибойника. Моторно-трансмиссионное отделение САУ находилось впереди, там же расположена кабина на 2 человеке. В кормовой части САУ имелось два сошника. В средней части САУ расположен станок. Боевой штырь станка пропущен через всю высоту корпуса и усилен серией вертикальных и горизонтальных стенок и ребер жесткости. Проектом предусмотрен бензиновый мотор М-34. Рассматривался и вариант установки разрабатываемого дизеля ХПЗ мощностью 800 л. с., если его габариты не превзойдут габариты М-34. Удельное давление на грунт, кг/см2: для гаубицы
0,845 для пушки 0,888 К этому времени рабочие чертежа СУ-7 были почти закончены. Выпущено около 5500 чертежей. Были изготовлены крупные заготовки. Завод им. Кирова изготовил макет САУ в натуральную величину. Ходовая часть должна быть готова в апреле-мае 1938 года. Главный конструктор завода «Большевик» Е. Г. Рудяк 19 ноября 1937 года направил письмо маршалу Кулику, где говорилось: «Отношение АУ к проектированию СУ-7 было безобразным. Данные по снарядам были задержаны на год, а по зарядам ряд вопросов не решен и по сей день. Все в совокупности взятое дает основание думать об умышленном задерживании изготовлении опытного образца». Проектировщики СУ-7 выдвигали свои аргументы у самохода плохая проходимость по местности, и особенно по мостам. Возникает необходимость создания специального тягача, способного вытащить застрявший самоход СУ-7. Требуется создание специальной железнодорожной платформы для его возки и железной дороге. Самоход на железной дороге вписывается в габарит 3-го класса, то есть требует закрытия встречного движения. Рассматривался вариант разборной САУ, перевозимой на трех самоходах: лафет, орудие и основание. Однако деятели АУ заявили, что необходимости в разборном самоходе отпадает в связи с планами закупки 210-мм пушки и 305-мм гаубицы на заводе «Шкода». АУ официально прекратило заказ на СУ-7 письмом от 13 ноября 1937 года, в ответ «Большевик» предъявил отчетную калькуляцию на сумму 1 816 443 рубля 90 копеек за изготовление опытного образца. Последнюю точку в деле о СУ-7 поставил 21 апреля 1938 года Ворошилов в письме к Молотову, где предложил отменить Постановление КО от 13.05.1937 г. по СУ-7. Технический проект Б-23 был разработан КБ завода «Большевик» под руководством Магдасиева к ноябрю 1932 года. Стволы 203-мм пушки, 305-мм гаубицы и 400-мм мортиры имели почти одинаковое устройство. Ствол каждой системы (203-мм, 305-мм и 400-мм) был спроектирован в двух вариантах: а) Скрепленный ствол состоял из внутренней
трубы, оболочки, скрепляющей трубу до дула,
кожуха, казенника и кольца. Самоход СУ-7 имел электрические приводы для прибойника, механизмов вертикального и горизонтального наведения и снарядного крана. Кроме того, в 1937 году к 203-мм пушке Б-23 был разработан подкалиберный снаряд 203/120 мм (калибр поддона/калибр активного снаряда). Вес подкалиберного снаряда 24 кг, начальная скорость 1400 мм/с, дальность стрельбы 78 км. |
|